Международная конференция «Социальные смыслы спортивной духовности»

21-22 ноября 2019 г. в Армавире состоялась Международная конференция на тему «Социальные смыслы спортивной духовности». Эта конференция собрала теологов, философов, священнослужителей и учёных со всех концов мира. 



Организаторами конференции выступили Шматько Александр Александрович – проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «АГПУ», Лоба Всеволод Евгеньевич — кандидат юридических наук, зав. кафедрой философии, права и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «АГПУ», Похилько Александр Дмитриевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «АГПУ» , Бирюков Игорь Леонидович – член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, священник, аспирант ФГБОУ ВО «АГПУ»


С обращением выступил председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Высокопреосвященнейший Митрофан, митрополит Мурманского и Мончегорского,
Приветствепнной слово произнёс Епископ Армавирский и Лабинскийго Игнатий.

Конференция состоялась; она прошла в несколько необычном формате дискуссии, иногда переходящей в полемику. И хотя подводить окончательные итоги еще рано, тем не менее, данные кратчайшие заметки могут оказаться полезными для читателя, неискушенного в подобных научных дискуссиях.

Первое, что бросается в глаза, — это противоречивое отношение людей к спорту. С одной стороны, спорт, массовый спорт, включая в это понятие и физическую культуру, ведет к здоровому образу жизни, ориентируется на него, следуя известному изречению о том, что в здоровом теле должен быть здоровый дух. Человек не может быть здоровым только душой или только телом. Его здоровье целостно. Спорт необходим молодежи для нормальной социализации и самосовершенствования. С другой стороны, нельзя не видеть негативных сторон современного спорта, во многом утратившего античный идеал пайдейи. Такая ситуация противоречивого отношения к спорту порождает во многом эмоциональные и полемически заостренные высказывания с разных сторон. Однако рациональный анализ дает нам основания для понимания спорта как культурной ценности.

Второе замечание относится к различному отношению науки и религии к спорту, к человеческой телесности, к отношению души и тела. В этом аспекте, так или иначе, участники затрагивали мировоззренческие моменты, философские вопросы понимания духовности применительно к спортивной деятельности. Были и соблазны перейти к противостоянию материализма и идеализма, плоти и Духа. В то же время возобладал дух диалога. При этом философия и педагогика выступают в роли медиаторов. Христианство в настоящее время высоко оценивает возможности спорта как человеческой ценности, реализующей природу человека. Русская православная церковь органично включает физкультуру и массовый спорт в свою социальную концепцию.

Третье замечание касается собственно педагогических вопросов формирования спортивной духовности. Остается ряд вопросов о том, как ее формировать, для чего ее формировать. И это еще с учетом того обстоятельства, существует ли она сама по себе имманентно или же привносится извне. Традиционная педагогическая наука настроена толь на построение технологий, но не видит экзистенциального измерения человека в процесс его нравственного становления.

Отмеченные противоречия являются острыми, требуют своего обсуждения в духе диалога, диалогической этики. При этом нравственные ценности общественной морали в России могут быть тем проблемным полем, которое создает базу плодотворного диалога на твердой научно-философской почве.

Несомненно, что диалог о спортивной духовности может быть и должен быть продолжен. Нуждаются в усилении научные аргументы в пользу более объективного понимания спортивной духовности. И в этом отношении данный сборник научных статей по материалам прошедшей конференции является приглашением к продолжению диалога, он выражает стремление всех заинтересованных лиц и организаций к объединению усилий в области междисциплинарных исследований спортивной духовности.


Ознакомиться с материалами конференции.